Love Story

Практически каждая третья игра для Денди кроме основной игровой программы содержит что-либо, не относящееся так или иначе к игре. Это так называемые пасхальные яйца или скрытые послания, возможно даже не обнаруживаемые никак иначе, кроме как просмотром дампа игрового ПЗУ. Причины, побуждающие авторов игр оставлять закладки в своих творенияx, могут быть разные: от желания обладать неким секретом, известным только тебе, до, возможно, романтики посланий в будущее, вроде бутылок, брошенных в море, или капсул, закопанных в землю. Тематика также разнообразна. Конечно же основная масса пасхалок — копирайты авторов в той или иной форме: фамилия разработчика в фукнции проверки на теплый резет, полный список разработчиков, жалоба на начальника, рассказ о себе или о своих увлечениях. Но что интересно, второй по популярности темой скрытых посланий являются признания в любви! Кто бы мог подумать, что таким способом можно кому-то признаваться в своих чувствах. Тем не менее…

Все вы, наверное, в детстве играли в игру «Battle City». Сложно было оторваться, даже если не получалось пройти десятый уровень, что-то заставляло снова и снова включать приставку и играть. Даже если она была выключена, стоило лишь только закрыть глаза, снова был слышен шум моторов ползающих по полю танков. Но была еще одна вещь, о которой никто не знал ни в момент выхода игры в 1985-ом, ни позднее. Если на титульном меню поставить указатель на опцию «CONSTRUCTION», нажать 14 раз кнопку Start на первом джойстике, таким образом войдя и выйдя из режима создания карт 7 раз, затем при зажатой на первом джойстике кнопке Down нажать кнопку А на втором джойстике 8 раз, а при зажатой на первом джойстике кнопке Right нажать на втором джойстике 12 раз кнопку В и в конце концов нажать на первом джойстике Start, то строчка за строчкой медленно появится сообщение, а затем по экрану упадет «слезинка»…

Кто же этот «OPEN-RICH», так неравнодушный к некой Норико? Имена авторов игры на нашу удачу прописаны внутри игрового ПЗУ в виде скрытого текста, нигде в игре не отображающегося. Это «RYOUITI OOKUBO», «TAKEFUMI HYOUDOU» и «JUNKO OZAWA». Последнего отбрасываем сразу, это музыкант, его имя и сейчас можно найти в титрах некоторых современных игр, например «London — Hellgate». Второй в общем тоже является старым сотрудником NAMCO, его имя тоже довольно часто встречается в титрах довольно большого количеств игру, но в качестве кого угодно, кроме программиста. Стало быть, Рьёити Оокубо как раз программист, и он и есть наш «OPEN-RICH».

Занимательно то, что он не работал в NAMCO, а являлся владельцем небольшой компании по разработке программного обеспечения для игровых консолей и различных устройств, которая непосредственно делала игру «Battle City». Компания называется «TomCat Systems» и существует до сих пор. В игровом ПЗУ также содержится намек и на это: в конце ПЗУ с программой имеется небольшой кусочек своего рода ASCII картинки, на которой изображены шесть иероглифов сгруппированных тройками: два маленьких вверху, один большой — под ними.

Первые три иероглифа — ни что иное, как фамилия программиста — «Ookubo». Оставшиеся три образуют еще одно имя собственное: «Utakawa». Так называется улица в Токио в районе Сибуйя, в далеком 1985-ом году именно здесь располагалась штаб-квартира «TomCat Systems», но позднее, в 1997 году был открыт развлекательный комплекс «NAMCO INTI SHIBUYA».

В следующий раз псевдоним владельца этой фирмы появляется только в 1991-ом году в варианте игры «Castle Quest» для Famicom, но в сокращенном варианте: «OPR». Опять же, в роме присутствует и фамилия автора скрытым текстом, хотя немного в другой романизации. Самое забавное тут в том, что среди графических дизайнеров фирмы NAMCO одно время числилась некая Норико Икегава. Если это и есть наша Норико, полагаю, что она в полной мере могла оценить данное послание.

Издателем вышеупомянутого «Castle Quest» была фирма HUDSON. С ней связана отдельная любовная история, растянувшаяся на как минимум пару лет и сразу несколько игр. Программист Кикута Масааки (菊田政昭), работавший в HUDSON в середине 80-х, был поклонником «Звездных Войн» и местных «Raiders». Но больше всего на свете он любил оставлять в своих играх пасхальные яйца. Практически в каждой игре, к которой он приложил руку, встречается какой-нибудь секретный код или остатки от него — от простых сокращений своего имени, до графического изображения самого себя. Первая задокументированная попытка вставки чита в игру была предпринята еще в 1984-ом году в игре «Raid on Bungeling Bay» и представляла собой код для вывода на экран фразы «BY KIKU» под строкой с копирайтами, но в последствии он был по тем или иным причинам отключен.

Чуть позднее, в 1985-ом, в его игре Binary Land два пингвинчика мужского и женского пола на многочисленных уровнях пытаются найти друг друга. Как подобает настоящим влюбленным, они действуют и чувствуют одинаково даже на расстоянии. В стандартной вариации игры имена пингвинчиков — «GURIN» и «MALON». Но если зажать на обоих джойстиках А + В и нажать Reset, то имена на титульном экране сменятся на «KIKU» и «MEGU», а строка с копирайтами превратится в «LOVE STORY».

С этого момента, пингвинчики во время прохождения смогут не только синхронно двигаться, но и звать друг-друга по имени, когда кто-то из них попадет в беду! Конечно, «KIKU» есть ни кто иной, как господин Масааки. Но кто такая «MEGU»?

В этом же году выходит новая игра Кикуты на ту же любовную тему, но теперь герою предстояло спасти свою возлюбленную из лап злодея. Подруга героя сделала все возможное, чтобы тот ее непременно отыскал, разбросав по пути множество личных предметов. Игра называлась «Challenger» или по-нашему «Претендент». Казалось бы, что здесь необычного… Ничего, кроме невероятно изобретательного чита.

В игре перед показом титульного экрана выводится сообщение «REALTIME ACTION ADVENTURE!». Если же вы смогли дойти до второго уровня и во время путешествия по миру нажимали кнопки А и В в следующей последовательности: A, B, A, A, B, B, A, A, A, B, A, A, B, B, B, B, A, B, A, B, A, B, B, A, A, B, A, A, A, B, A, B — то   появится сходная надпись «KIKU MEGU LOVE STORY!».

Самое интересное тут то, что если взять английское слово «LOVE», затем записать ASCII коды его символов в двоичном формате — «01001100 01001111 01010110 01000101», то получим ни что иное, как нашу читовую последовательность, где кнопке А соответствует «0», а кнопке В — «1». Вот такая вот программистская изобретательная любовь.

Независимо от сюжета и направленности игры Кикута не изменяет своему обычаю оставлять секреты. В следующем 1986-ом году выходит космическая леталка «Star Soldier». Читы в игре присутствуют, но касаются преимущественно модификации игрового процесса. В игре представлены два набора графики для уровней и врагов. В обычном режиме второй набор включается после первого прохождения игры. С помощью чита можно получить результат сразу, не тратя время на прохождение. Игровой процесс в целом не меняется, возможно лишь увеличивается общая сложность. Но вот в самом графическом ПЗУ есть нечто занимательное. В каждом банке графики спрятана небольшая строчка текста на 16 символов. Своя на каждый из блоков. И вот что интересно, блоку графики достаточно мирного содержания, с бабочками, паучками и прочими креветочками соответствует строчка «I love M.Akakura». Второму же, где уже присутствуют Чужие, черепушки и смерти с косами соответствует строчка «Madwoman Megumi».

Появляется подозрение, а не одна ли и та же эта женщина во всех случаях? «MEGU» вполне может быть сокращением от «Megumi», как и «М» с фамилией «Akakura». Можно предположить, что Мегуми Акакура тоже была программистом на фирме HUDSON и просто не воспринимала больше никаких любовных посланий, кроме подобных, понятных и интересных только программистам. Факт того, что она присутствует в двух ипостасях: любимой и злобной женщины может являться подтверждением долгих серьезных взаимоотношений между людьми, рано или поздно увлекающихся ссорами. Хотя, кто знает. Может быть это две разных женщины: первая — новая возлюбленная Кикуты, а вторая — та самая Мегу из прежних лет. Тем более, имя «Мегуми» достаточно распространенное.

В 1991-ом году вышел симулятор рыбной ловли «Blue Marlin, The» от компании HOT-B. Игра достаточно редкая в наших краях, и скорее всего была японская, так что мало кто мог в нее достойно поиграть. Это не так страшно, потому что строчка текста «MEGUMI.MY.LOVE» все равно никогда не появляется на экране ни при каких обстоятельствах. Найти ее можно только в дампе ОЗУ игры после запуска или в ПЗУ картриджа. Используется же она для проверки при старте на предмет того, была ли приставка перезагружена или включена кнопкой Power. Так как разработчик игры не указан, нельзя сказать с уверенностью, та ли эта «Мегуми», что и у Кикуты Масаки или нет. Скорее всего нет. Но вот что характерно, для такого приема проверки на первый запуск почти все програмисты, за исключением конкретно этого, используют свою фамилию. Не означает ли это, что бОльшая часть программистов любит прежде всего, все-таки, себя? 😉

Вышеперечисленные примеры относятся к своего рода сверхсекретным читам, они по сути своей не предназначены для случайного нахождения и должны выполняться самим программистом в присутствии объекта обожания, причем скорее всего тоже причастного к разработке игры. Это можно назвать сюрпризом, но довольно специфическим. А как на счет возлюбленной, не имеющей отношения к игропроизводству, но тем не менее любящей игры? Тут программисты тоже не подкачали, благо число способов, которыми можно закодировать секретное послание огромно. В игре «King of Kings» от той же NAMCO двумя годами позже, в 1988-ом, появилась возможность записывать игровое состояние, вводя при этом свое имя. Если выбрать четвертый слот для сохранения и ввести в качестве имени «オオタニ トモコ» (Оотани Томоко) или «アヘ゛ ヒロミ» (Абэ Хироми) и перед подтверждением ввода зажать на втором джойстике кнопку А или В, или обе сразу, то в списке сохраненных игр четвертый слот станет называется «ILOVEYOU». Неплохо, не правда ли?

Кого еще должен любить чертпрограммист? Естественно он должен любить маму с папой и прочих окружающих, если он, конечно, не злобный гений, вынашивающий планы по захвату мира. В 1989-ом году вышла игра, являющаяся замечательным тому подтверждением. В «Jesus — Kyoufu no Bio Monster» кроме обычных присутствуют еще и «совершенно секретные» титры, которые можно активизировать специальным секретным паролем «ふあみこん せいさくの なかまたち みせてくれ» (в игре есть еще три секретных пароля, но о них здесь говорить не будем). В этих титрах, кроме раздачи всем участникам процесса забавных прозвищ, передаются приветы по случаю. И тут собраны сразу все варианты: два из четырех «приветов» — признания в любви к женщинам, одно — признание в любви матери, одно — кровати «за поддержку», и в довершение — благодарность человеку, работавшему в качестве таксиста. 😉

Картина была бы неполной, если бы не был упомянут еще один вариант признаний в любви: дразнилки. «Тили тили тесто…» — классика жанра. Как ни странно, такой формат программистам тоже совершенно не чужд. Игра по мотивам одноименного «стебного» ужастика «Attack of the Killer Tomatoes», снятого аж в 1976 году, была выпущена спустя 15 лет, в 1991-ом. Не очень распространенная в нашей стране игра, которую, тем не менее, многие видели и на пиратских картриджах. К довольно милому набору шуточек самой игры добавилась одна — секретная. После смерти героя на экране на некоторое время появляются глаза хищного помидора-убийцы, а затем на закидываемом помидорами экране проступают буквы:

Если же сразу после смерти, до того как на экране появятся глаза, зажать на первом джойстике A + B + Left + Down, то вместо вышеуказанной надписи появится другая:

Программиста этой игры, как ни странно, зовут Rob Harris, но из многочисленных проектов с его участием в начале 90-ых, ни в одном нет подобного пасхального яйца или даже чит кода или секрета. Надпись в таком случае похожа на классическую «обзывалку», неужели кто-то пошутил над Робом, спрятав такую «обзывалку» в его же собственную игру? Или Роб любит говорить о себе в третьем лице? Кто знает. Можно попробовать спросить самого Роба. 😉

9 Comments

  1. BloodSam
    Posted 05/23/2010 at 22:00 | Permalink

    Ну просто,как говорится,респект и уважуха! =)
    Или, как говорили раньше,снимаю шляпу!
    Очень интересно,спасибо!)))

  2. Roman
    Posted 08/10/2010 at 15:32 | Permalink

    Спасибо, это было очень интересно!

  3. anon
    Posted 09/03/2010 at 13:59 | Permalink

    интересная и захватывающая история! спасибо за поднятое настроение 🙂

  4. Posted 04/23/2012 at 12:41 | Permalink

    Настоящее расследование. Шикарная статья, спасибо!

  5. Сергей
    Posted 04/25/2012 at 01:54 | Permalink

    По игре “Jesus – Kyoufu no Bio Monster”. Там не признание в любви матери, а «DO NOT FORGET ME MAMA», т.е. просьба не забывать сына или дочь. Ещё порадовало «WE ARE NOT ALONE» 🙂 За статью — спасибо! Очень занимательно.

  6. Posted 12/13/2012 at 18:21 | Permalink

    Шикарная статья! THX!

  7. Евгений
    Posted 12/15/2012 at 00:35 | Permalink

    Любовь все что угодно сделает с человеком. На танчиках такая фишка работает Ну кроме версий 1990 и на картриджах с чайками

  8. librashiki
    Posted 02/19/2020 at 03:51 | Permalink

    It’s so moving…I’m sorry that I can’t speak Russian…Thank you for your passage.

  9. librashiki
    Posted 02/19/2020 at 03:55 | Permalink

    I like your статья!

Прокомментировать

Required fields are marked *

*
*